На главнуюE-mailКартаКонтакты

Продажа и покупка
действующего бизнеса
в Кемеровской области

(3842) 492-110

Контактная информация

ВпроН — Экперты говорят о некотором оживлении рынка недвижимости, кроме того, государство оказывает помощь в развитии и стимулирует создание малого бизнеса. Сказывается ли это каким-либо образом на рынке готового бизнеса и как можно охарактеризовать сегодняшнюю ситуацию?

Дмитриев — да, в какой-то части можно согласиться с уважаемыми экспертами, рынок по отношению даже к летним месяцам стал заметно динамичнее. Готовый бизнес, как правило «привязан» к коммерческой недвижимости, это оживление косвенно отражается и на нем. Но, как Вы справедливо заметили, только косвенно. Особенности оживления которое мы наблюдаем, в том, что увеличивается количество и интенсивность деловых контактов но, не увеличивается их эффективность. Участники белее интенсивно мечутся. Больше звонков, встреч, предложений, исканий, движений, суеты... Ища объяснение текущей ситуации, мы приходим к заключению, что наступивший кризис не сдает своих позиций. В чем же это находит отражение?

  • хотя количество предложений продажи готового бизнеса растет, в этом «заслуга» не только состояния экономики, растущего рынка данного вида, но и растущего предложения сопутствующих услуг, во многом облегчающих решение непрофильных задач участников;
  • ценовая структура предложений готового бизнеса смещается в сторону наиболее активной и мобильной части делового сообщества — малому бизнесу, кризисные явления заставляют ради выживания быть злее, гибче и мобильнее, при том, что их финансовые возможности все еще остаются весьма ограниченными;
  • увеличилось количество предложений из наиболее депрессивных отраслей (бетонные и кирпичные заводы, деревообработка и производство столярных изделий, пластиковых окон, тротуарной плитки, добыча инертных строительных материалов). Сложились предпосылки для значительного ценового дисконта по данной группе предложений. Не даром почти каждый продавец предусмотрительно страхуется, обязательно упоминая в своем предложении волшебное заклинание «торг возможен»;
  • усилилась тенденция численного роста предложений бизнесов, деятельность которых приостановлена, сокращена либо находится в предбанкротном состоянии (самая небезопасная и спорная на наш взгляд категория предложений);
  • отмечается тенденция к увеличению ценового дисконта растущего за весьма короткий отрезок времени. На этапе только преддоговорной работы с заказчиком, мы наблюдаем его готовность снижения цены предложения только за первый шаг до 20% от первоначально декларируемой;
  • произошли изменения в мотивационных основаниях собственников, обуславливающих решение о продаже своего бизнеса, а так же значительный ряд иных факторов.

К сожалению, мы затрудняемся отметить сколько ни будь ощутимую государственную «помощь в развитии и стимулировании создания малого бизнеса», на наш взгляд это напоминает бесплатную раздачу чупа-чупсов. Не затратно, не накладно, ответственности минимум, есть повод для поглаживания по головке и пышных слов с одной стороны и сладкой, довольной, благодарной улыбки с другой стороны — вроде бы всем есть чем себя занять... Так, одним из возможных решений, нам видится сотрудничество структур хотя бы стремящихся к такой поддержке, основанной на консолидации усилий и совместном решении задач. А именно в нашем стремлении создать региональную информационную площадку по продаже готового бизнеса, основанную на цивилизованных нормах и правилах, могли найти свой финансовый интерес инвесторы, бизнесмены, пожалуй, всех сфер, уровней и отраслей в том числе и начинающие.

ВпроН — Что объективно препятствует и что способствует развитию рынка готового бизнеса в Кузбассе?

Дмитриев — непростой вопрос. На наш взгляд, развитие рынка купли-продажи готового бизнеса происходит во многом не благодаря, а вопреки. И к сожалению, приходится констатировать преимущественно, как Вы выразились «объективные препятствия», а именно:

  • отсутствие практики, опыта, деловых традиций и культуры участников этого рынка (т.е. зачаточно-пещерное представление большинства участников рынка готового бизнеса о его устройстве);
  • недооценку социально-общественной значимости своей роли в историческом формировании данного рынка (т.е. полное отсутствие интереса и глухую оборону большинства печатных СМИ просто не замечающих этот рынок);
  • и далее: кризисное состояние экономики, сжавшийся платежеспособный спрос, отсутствие чистой конкуренции, большое количество непрофессиональных участников на любом из сопряженных рынков и многое, многое другое.

Но не все так печально. Независимо от выше перечисленных «объективных препятствий» рынок тяжело, очень медленно, но формируется. Заметно оживились федеральные специализированные Интернет-сайты, большее число собственников из наших заказчиков, хотя бы стало задумываться о том, что бизнес не только можно мечтать продать, но и воплотить это в реальность, что можно поменять направление деятельности с производства на услуги или торговлю продав один и приобретя другой готовый бизнес. Определенную долю рынка предложений формирует более раннее поколение бизнесменов, которые создав бизнес в силу тех или иных причин сейчас готовы от него отойти. В Кузбассе нет каких-либо исключительных особенностей, наоборот, по оценкам наших московских коллег, именно уральский хребет является в России некоей разделительной линией. Поясню, западная часть России уже переболела детскими болезнями, там купля-продажа бизнеса это насыщенный, динамичный рынок, на котором уже в значительной мере проявляются все возможные положительные тенденции. «Тишина» стоит по эту сторону Урала — вся Сибирь, Дальний Восток, северные регионы еще «зреют». И Кузбасс в этом плане пока, к сожалению, не стал исключением. Но, мы считаем только «пока», все самое интересное еще впереди. Хочу пользуясь случаем, пригласить к сотрудничеству заинтересованных участников рынка вместе с которыми мы и создадим предпосылки а лучше условия развития рынка купли-продажи готового бизнеса в Кузбассе.

ВпроН — А если говорить о субъективных (психологических) моментах?

Дмитриев — правильно, что Вы именно так ставите вопрос. Главными на наш взгляд барьерами, являются не экономические, социальные или исторические, а собственные, внутренние — сознание и менталитет. И здесь дело не столько в отсутствии опыта, сколько в откровенном нежелании его получать. Огромное количество всевозможных ошибок на пути, как продавца готового бизнеса, так и покупателя не останавливают их и часто, к сожалению, ничему не учат. Цена таким ошибкам миллионы рублей и нервных клеток. А далее выживают либо везунчики, либо те, кто захотел наконец что-то качественно изменить в себе, в подходах к собственному бизнесу. И надо сказать, здесь нам удалось добиться некоторого, хоть пока и незначительного прогресса. Заказчики теперь не только слышат, но и начинают понимать значение участия бизнес брокера в решении их задач. Тезис «главная задача профессиональной предпродажной подготовки бизнеса — обеспечить все предпосылки для его скорейшей и успешной продажи» уже звучит для них не как пустой девиз, а как приглашение к диалогу и эффективной совместной работе. И когда в нас видят не пятое колесо, а консультанта обеспечивающего профессиональную подготовку, а затем и продажу их бизнеса, тогда и происходит тот самый скачек сознания.

ВпроН — К каким отраслям и сегментам рынок демонстрирует повышенный интерес?

Дмитриев — самая активная часть делового сообщества малый бизнес, последние 6-8 месяцев демонстрирует повышенный интерес к сфере услуг: небольшие салоны красоты, парикмахерские, солярии. С этого сегмента рынка уходит старшее поколение и наименее эффективные в силу разных причин собственники. А приходят новые, энергичные участники, более крепкие в финансовом плане. На втором месте мы видим сферу автосервиса: небольшие частные мастерские на 1-2 поста, авто мойки, шиномонтаж и т.п. В какой то мере оживился интерес к аптечному бизнесу, все остальное представлено пропорционально-широко и поэтому концентрирует на себе очень узкий сегмент потенциальных приобретателей интересующихся узко направленной специализацией. Наименее востребованный сегмент, мы его относим к категории «прочее» — «недозакрытые», существующие чисто номинально ООО и ЗАО, ждущие своего изощренно-эксклюзивного покупателя.

ВпроН — Каковы перспективы развития рынка?

Дмитриев — разумеется было бы неправильным сказать хотя бы даже за рынок Сибири. Здесь мы ограничимся рамками Кемеровской области и конечно преимущественно Кемерово. В целом оценка сдержанно-оптимистичная. Рынок готового бизнеса в том или ином виде существовал всегда, но, пожалуй, только сейчас возникли предпосылки к его цивилизованному становлению. На этот рынок всегда стремились любители быстрых и легких денег (впрочем куда они только не стремились) и будут стремится втиснуться все (причем, как правило не лучшие представители профессиональных сообществ и одиночки): риэлторы, юристы всех мастей, консультанты непонятно чего, всяческие посредники. Возможно, на нем проявятся элементы МЛМ. Но для нас очевидно одно, процесс его развития необратим. И нам хотелось бы поддержать тех, кто готов заявить на нем свое участие, как профессиональной, ответственной и компетентной компании стремящейся максимально эффективно решить самую сложную задачу поставленную заказчиком — продавцом либо покупателем готового бизнеса. Мы ни в коей мере не боимся конкуренции, работая под брендом крупнейшей федеральной компании, транслируя на локальный рынок серьезный многолетний успешный опыт мы готовы еще и поделиться им как с молодыми участниками, так и с новичками — на этот счет никакого беспокойства работы хватит всем! Рекомендуем побеспокоиться тем, кто переоценивает свои знания, опыт и возможности.

Коммерческая недвижимость Кемерово