На главнуюE-mailКартаКонтакты

Продажа и покупка
действующего бизнеса
в Кемеровской области

(3842) 492-110

Контактная информация

При совершении сделок купли-продажи готового бизнеса обе стороны стремятся действовать, насколько это возможно, самостоятельно (с участием специалистов своих компаний). Однако, в силу определенной специфики подобных сделок такое случается далеко не всегда, даже в случаях, когда объектом сделки является не самое крупное предприятие. Это обусловлено, прежде всего, необходимостью специального оформления подобных сделок (в зависимости от вида сделки — это нотариальное удостоверение, регистрация реестродержателем, государственная регистрация). В более широком смысле подготовка такой сделки требует навыков и знаний, которыми владеют далеко не все владельцы собственного дела и лица, желающие стать таковыми.

Большинство приобретателей готового дела, решившись на приобретение или столкнувшись с определенными вопросами уже на этапе подготовки либо совершения сделки, осознав возможность ошибки, обращаются к профессионалам, способным разобраться в соответствующих нюансах, — бизнес-брокерам, юристам, финансистам и иным специалистам. О каких нюансах и ошибках речь?

Многие компании, выставленные на продажу, имеют серьёзные проблемы или продаются по завышенной цене. Не секрет: на рынке купли-продажи бизнесов продавцы изначально имеют ряд преимуществ. Поэтому стоимость бизнеса — определяющий фактор совершения сделки.

Для успешно развития купленного бизнеса надо чётко представлять, зачем вам нужна данная компания, каков её потенциал и какие усовершенствования можно для этого произвести, чтобы обеспечить рост доходности на ближайшую перспективу.

Легче всего оценить потенциал покупаемой компании предпринимателям, имеющим опыт работы в подобном бизнесе или смежных отраслях, а также прямым конкурентам, работающим в том же сегменте рынка, что и компания, выставленная на продажу. Например, сетевая компания (сеть приёмных пунктов химчистки, бытовых и фото услуг, салонов связи  и.п.т.), занимающая 4-е место по доле рынка, при покупке 6-го по размеру игрока имеет шансы выйти в лидеры рынка. При поглощении значительный эффект даёт экономия на издержках за счёт сокращения управленческого аппарата и отказа от офиса купленной компании, что способствует росту доходности бизнеса в целом.

Оценить реальную перспективу увеличения общей доходности бизнеса могут также владельцы торговых компаний, покупающие готовое производство той продукции, которой они торгуют или производители, обзаводящиеся собственной сбытовой сетью. Зачастую бизнес приобретается для встраивания в собственную производственную цепочку, здесь нетрудно оценить выгоды от сделки. Например, оценить перспективу покупки действующего завода по облицовке древесностружечной плиты (ДСП) могут в первую очередь производители этой самой плиты и владельцы мебельных производств, использующих ДСП в технологическом цикле.

Для предпринимателей же, желающих сделать выгодное приобретение, но не имеющих опыта работы в данном рыночном сегменте, необходимо либо самим заняться изучением рыночной конъюнктуры, либо обратиться к специалистам. Конечно, квалифицированные специалисты помогут вам разобраться, насколько интересен и доходен тот или иной вид бизнеса именно сейчас, однако перспективное планирование в условиях нестабильной экономики и существующих политических рисках затруднено. Поэтому риск изменения экономической конъюнктуры, появления новых товаров-субститутов, ужесточения законодательства существует всегда и его необходимо учитывать.

Для покупателей бизнеса не с целью поглощения и не для перепродажи, а исключительно для его развития и активного участия в управлении, очень важно:

  1. Провести тщательный финансовый анализ деятельности компании по данным управленческого учёта как минимум за 2 последних года деятельности. Это позволит выявить, на какой стадии находится предприятие, какова тенденция (рост, падение, стагнация) прибыльности бизнеса, выявить узкие места и определить, какие меры возможны для повышения доходности и возможны ли они вообще.
  2. Оценить состояние и износ оборудования и имущества компании. Определить, насколько изношены основные средства, как долго они смогут проработать с нынешними загрузкой и отдачей, возможно ли увеличение загрузки без дополнительных затрат на ремонт, когда возникнет необходимость обновления оборудования.
  3. Ознакомиться с построением структуры, организацией бизнес-процессов в компании, штатным расписанием, правилами ведения учёта и документооборота, мотивации и стимулирования персонала. Возможно, что продавец не уделял особого внимания этим вопросам, тем более после принятия решения о продаже.
  4. Учесть не только мнение привлечённых специалистов, но и опыт продавца, для чего желательно как можно больше узнать об истории деятельности компании, нынешнем положении дел, узких местах и перспективах развития именно от собственника. Приняв решение о покупке, обязательно пропишите в соглашении о намерениях процедуру «плавного» вхождения в бизнес, а при готовности продавца — и некий переходный период, в течение которого бывший собственник будет вам помогать.
  5. Оценить ликвидность покупаемого бизнеса: существует ли возможность в короткие сроки продать компанию без значительных потерь от цены покупки. Это особенно касается бизнесов, приносящих высокий доход, но не имеющих значительных материальных активов в виде недвижимости или дорогостоящего оборудования.

Иными словами, внутренняя готовность большинства новоявленных покупателей готового бизнеса, должна давать себе отчет в степени рисков ими же порождаемых — экономия на стоимости услуг бизнес-брокера, подвергает значительным рискам не только будущую сделку но и сам бизнес. К сожалению не менее 20 процентов бизнесов сферы услуг выставленных на продажу и являются следствием подобных экспериментов на самом себе любимом. Отсюда резонный вопрос — кто следующий?

И. Дмитриев, представитель компании «Deloshop — магазин готового бизнеса» в Кемеровской области

Коммерческая недвижимость Кемерово