На главнуюE-mailКартаКонтакты

Продажа и покупка
действующего бизнеса
в Кемеровской области

(3842) 492-110

Контактная информация

Сегодняшняя тема важна для продавца бизнеса не менее тех, что мы рассматривали в предыдущих материалах. Аргумент — цена, как положительного исхода, так и возможной ошибки равна стоимости вашего бизнеса. Профессиональный консультант или бизнес-брокер существенно снижает или исключает возможные риски. Как обычно поступает среднестатистический продавец действующего бизнеса стоимостью 0,5-10 млн. US$? Решил продать и подает, как умеет. А как умеет? А как разумеет... Незнание специфики самого процесса продажи, организационная, техническая и юридическая неподготовленность собственника начинают проявляться при первых же вопросах покупателей. Его не спасает предпринимательские опыт и талант, великолепно продающий машины, одежду, мыло или семечки он все-таки не продавец бизнеса. Иначе бы эта профессия не существовала или не была на столько востребована.

Хотите ли Вы быстро и выгодно продать свой бизнес? Важно ли Вам сделать предложение о продаже Вашего бизнеса целевой аудитории инвесторов? Хотите ли Вы сэкономить на рекламных услугах по продвижению продажи Вашего бизнеса? В 100% собственники отвечают утвердительно. Следующий вопрос «как»? На него уверенно отвечают уже не более 5%.

Очевидно, что готовность к продаже обе стороны сделки часто понимают с точностью до наоборот (нисколько не сгущаем краски, так как сталкиваемся с этим, к сожалению в 95% случаев). Пример. ООО «Ракета» (название предприятия изменено). Производство продуктов питания (копченая рыбная и мясная продукция). На рынке более 5 лет. Производственное помещение в аренде, налажены хозяйственные связи, поставка, сбыт, доходы, персонал, разрешительная документация, белая бухгалтерия, известная на рынке торговая марка, даже есть свой Интернет сайт. Казалось бы, чего еще нужно? Все что продается можно увидеть своими глазами, потрогать, пощупать, задать вопросы и ...купить, всего-то за ххх млн. ххх тыс. руб. Но тут, мы огорчим собственника — продажи ...не будет. Потому, что всего перечисленного для принятия решения покупателем да-ле-ко не достаточно (повторимся, не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать). Собственнику и не должно быть стыдно — он удачливый предприниматель, хороший организатор и руководитель, но при этом не продавец бизнеса. Тут и возникает предпосылка для обращения к бизнес-брокеру, профессиональному продавцу данного бизнеса освобождающего собственника для его неотложных и важных производственных дел. Почему он делает это лучше собственника? Потому, что у него есть имя (которым он дорожит), обязательные и проверенные практикой специальные опыт, навыки, знания и технологии. К сожалению, в короткой статье трудно отразить всю многомерность вопроса, поэтому перечислим основные этапы и содержание такой работы, чтобы любой продавец готового бизнеса, мог более объективно прикинуть собственные силы, время и возможности для решения этих задач и вопросов. Кто из читателей утвердительно ответит на вопрос, а был ли подготовлен к продаже известный ему бизнес так, как рекомендовано эффективной профессиональной практикой? Для брокера существует три главных этапа работы, которые в свою очередь делятся на обязательные мероприятия и дополнительные. Остановимся на обязательных. Что они включают?

Предпродажная подготовка:

  • аудит предложения (сбор и анализ полной технической, юридической, организационной и иной информации о предприятии — все, что в обязательном порядке будет интересовать любого потенциального приобретателя, оценка бизнеса);
  • описания бизнеса (для рекламы, коммерческого предложения, информационного или инвестиционного меморандума);
  • медиа план (наиболее эффективное размещение предложения в СМИ, директ-mail, ряд иных маркетинговых инструментов направленных на информирование широкого рынка о предложении), разработка и реализация стратегии поиска приобретателя бизнеса, предстоящей продажи бизнеса;
  • разработка структуры сделки.

Главный результат, к которому стремиться консультант при проведении предпродажной подготовки бизнеса — от использования результатов такой подготовки заказчик должен получить прибыль, многократно превосходящую стоимость работ, выполненных консультантом. Под прибылью можно и нужно понимать и саму по себе полученную возможность продать бизнес за максимально короткое время, по максимально возможной цене.

Продажа:

После того, как данные собраны и подготовлены соответствующим образом, делается промежуточная презентация, минимизируются риски собственника (проводится проверки серьезности намерений покупателя), обеспечивается необходимая степень конфиденциальности. Продолжается работа, как с обратившимся потенциальными приобретателями, так и с иными обратившимися до появления первого, кто готов подтвердить серьезность своих намерений внесением денежного задатка.

Сопровождение и оформление сделки:

  • подготовка необходимого пакета документов для оформления перехода права собственности на бизнес и иных прав от продавца к приобретателю.

К сожалению, большинство новоявленных продавцов пока не знают или не соблюдают данные рекомендации, что приводит к неожиданном для собственников результатам — продаже бизнеса по существенно более низкой цене, иногда к отказу от продолжения бизнеса (остановки) из-за потери интереса к нему или продолжительному отсутствию интереса со стороны покупателей.

О целесообразности и особенностях предпродажной подготовки, мы поговорим более подробно в следующем номере журнала в материале «Подготовить или продавать как есть?».

Коммерческая недвижимость Кемерово