На главнуюE-mailКартаКонтакты

Продажа и покупка
действующего бизнеса
в Кемеровской области

(3842) 492-110

Контактная информация

Начнем собственно с практики. Взглянем на ситуацию глазами продавца - для многих из тех, кто еще только задумывается о гипотетической возможности продажи своего бизнеса, она (практика) отсутствует в принципе. Это и не хорошо, но и неплохо, как говорится не стыдно не знать, стыдно не хотеть знать… Итак, продавать или не продавать? Для кого-то вопрос возник пять минут назад, для кого-то достаточно давно, кто-то продолжает сомневаться.

Рассмотрим вариант решения, который ближе к теме данной статьи - продавать. В его подготовке я бы порекомендовал не брать пример с Наполеона - главное ввязаться в бой… Вы, простите не то, чтобы Наполеон, а бой, его можно и проиграть… Из чего следует, что такое решение не должно быть поспешным, эмоциональным или вынужденным. Иными словами вам понадобится план, в котором, необходимо:

  1. конкретизировать цель, которую вы достигаете, продавая свой бизнес;
  2. сформулировать перечень задач, решаемых для достижения поставленной цели;
  3. определиться с путями и способами решения задач вашего списка.

Будьте готовы к решению (самостоятельно либо с помощью профильных специалистов) в общем-то немалого круга (это только основных!) вопросов:

  • выбрать стратегию продажи (предлагать самому или через посредников, публично или избирательно, вчера или завтра, целиком или частями, с вашими маленькими секретами или без них и т.д. и т.п.);
  • правильно определить рыночную стоимость бизнеса (так вы избежите крайностей - недооценить, значит проиграть, переоценить, значит не продать, при этом потеряв драгоценное время);
  • провести предпродажную подготовку (так бизнес-брокеры называют комплекс мероприятий обеспечивающих правовую, организационную, техническую, финансовую, маркетинговую и иные стороны будущей сделки, обеспечив тем самым комфортность для ее участников, а главное четкость и скорость);
  • подготовив грамотное описание бизнеса выбрать и задействовать рекламные каналы;
  • отделить просто интересующихся и любопытных от серьезного покупателя;
  • правильно подготовиться и провести переговоры с потенциальными приобретателями;
  • осуществить сделку (собрать, подготовить и сдать в соответствующие инстанции все необходимые документы, получить оплату от покупателя, произвести передачу недвижимости, имущества и иных активов).

Не сложно, но при кажущейся простоте, это еще не все. Могут остаться или наоборот появиться вопросы:

  • как факт продажи бизнеса отразится на ваших взаимоотношениях с персоналом, а приобретателя?
  • включает ли, предложение готового бизнеса, например холодильное оборудование или это отдельный лот и был ли об этом уведомлен покупатель?
  • кто теперь владелец корпоративного сайта, о котором сразу как-то не было времени договориться?
  • кто будет заниматься переоформлением договоров с контрагентами и переделывать технический паспорт БТИ на склад, при том, что реконструкция не была согласована?
  • кто возвращает заем или кредит не отраженный в последнем годовом отчете?
  • как продолжать необходимые финансовые вливания в период кризиса, если решение о продаже твердо принято только двумя из четырех учредителей, а с покупателя уже взяли задаток?
  • как отказаться от предложения первого покупателя, если более выгодным представляется предложение другого покупателя, который предлагает существенно лучшую схему минимизации налогов при расчете?

Пожалуй, все вопросы и перечислить трудно, а может и невозможно. Каждое предложение уникально, любой из владельцев бизнеса не повторим, в каждом случае свои обстоятельства и т.д. и т.п. Но при этом мы с вами понимаем все вопросы, или почти все, в конечном счете, решаемы. Если вы сумели создать этот бизнес, поднять на высоту, вывести его, как говорится, в люди, то и продать его вы тоже сумеете. Ну а если понадобится совет или участие можно обратиться к вызывающим доверие знакомым из вашего делового окружения или может быть к профессиональным участникам, хорошо знающим рынок бизнес-брокерам. Для тех, читателей, кто рассматривает такой вариант, можем отдельно рассказать о том, как и по каким признакам, выбрать консультанта или бизнес-брокера.

Автор статьи Дмитриев И.,
бизнес-брокер, официальный представитель компании "Делошоп - магазин готового бизнеса" в Кемеровской области.
E-mail: i.dmitriev@delokem.ru или 8-960-923-0004

Коммерческая недвижимость Кемерово